?

Log in

No account? Create an account
Энциклопедия Иордании
НАБАТЕЙСКИЕ БОГИ 
15th-Feb-2010 03:30 am
Sisyphos

НАБАТЕЙСКИЕ БОГИ

С почитанием богов связано существование пяти «погребальных городов» — Петрой (Иордания), Хегрой (Мадаин-Салех в Саудовской Аравии), Мампсисом,и Элусой в Негеве (Южный Израиль), в двух из которых — в Петре и в Хегре — было возведено множество гробниц.

Сведений о религии набатеев (из надписей, посвящений, храмовой архитектуры, упоминаний у греческих и римских историков, в Коране) достаточно много, хотя они разрознены, и цельная ее картина еще не во всем ясна. Корни ее восходят к древним арабским верованиям, и она представляет собой ветвь религии и мифологии племен Аравии.

С переселением на территорию Эдома набатеи приняли культы эдомитских богов, например, их верховного бога аль-Кауша (Коса) в Хирбат ат-Таннур, которого отождествляли с Харавой (Горящим), а некоторые их племенные боги получили черты местных. Через Эдом влияние на их религию оказала и религия Ханаана. Так, имя божества у набатеев часто заменялось семитским обозначением «ал», от «илу» — бог, господин, а подлинное имя скрывалось и заменялось прозвищем.

Богам отводилась священная территория, где находился байтил, или вефиль (baeitil), «дом бога», считавшийся одновременно жилищем и воплощением божества. Байтилом служили, как правило, грубо обработанный камень пирамидальной или конической формы или закругленный яйцевидный, скала, дерево. Иногда вокруг байтила или (и) идола божества возводилось здание кубической формы — кааба (с араб.— «куб»). Своих богов набатеи почитали также почитали в виде прямоугольных камней со стилизованными чертами лица (весьма напоминающими скульптуру XX в.— Бранкузи и Пикассо). Байтилы и прямоугольные плиты-идолов ставили в оформленных пилястрами или полуколоннами нишах. Такое видение богов было сходным с тем, как изображали их финикийцы, ханаанеи и арабы Аравийского полуострова. Под влиянием греков и римлян богов набатеи нередко изображали также в человеческом образе, но это, скорее, встречалось в придворных эллинизированных кругах.

Некоторые ученые пытаются реконструировать арабский пантеон как систему, на вершине которой стоит божественная триада (троица) с ночным богом аль-Каумом — луной, дневным богом Душарой — солнцем и богиней аль-Уззой (звездным небом), которая также заменяется на богиню Аллат.

            Душара

Верховным богом набатеев был Душара, которого почитали также некоторыми племенами северной и центральной Аравии, и, видимо, оттуда его культ и был принесен набатеями. Согласно мифу, он был рожден девой-камнем, считался творцом и владыкой мира, громовержцем, богом земледелия и растительности, виноградарства и виноделия, был покровителем страны набатеев и богом их царской династии. Его имя (от арабского «зу-Шара») означает «владетель Шары» (так называются горы вокруг Селы и Петры вдоль Вади-Араба) и, возможно, является заменой запретного для смертных имени. Греки и римляне отождествили его с Зевсом, Аресом, Дионисом (его изображали так же в венке виноградных листьев), египетскими Осирисом и Сараписом. Идолом бога был черный четырехугольный необработанный камень, которому приносили жертвы. Возможно, в Набатее Душара отождествлялся с Аллахом, или они почитались вместе. Душаре соответствует также бог Ороталт, почитание которого тоже было широко распространено.

После римского завоевания Набатейского царства культ Душары не померк и поддерживался римскими властями: изображение Душары в образе молодого мужчины с длинными волосами встречается на нескольких монетных чеканах в Босре — рядом с портретом императоров Коммода (177 г.), Каракаллы (209 г.), или в виде бэтила между двумя божествами-бэтилами, поставленными на платформе (время Элагабала).

            Аль-Каум

Богом-воителем и защитником верблюжьих караванов был бог аль-Каум. Он, также как и Душара, с которым часто сливался, «не пил вина» (это особенность многих богов племен, пришедших из пустыни). Греки называли его Аресом, римляне — Марсом. Аль-Кауму посвящено множество надписей, что говорит о его большом почитании среди набатеев, видимо, он считался также богом, охраняющим людей ночью (в то время как Душара был богом солнечного дня и защищал их в дневное время): он защищал души спящих, принимая образ звезд, сопровождавших их в ночном путешествии.

            Баалшамин

Набатеи также чтили финикийского Баалшамина, «господина небес» (остатки его храма раскопаны у мечети в Вади-Муса) и аль-Кутбая (от арабского «ktb» — «писать»), который был богом учения, знания, торговли и всякого рода гаданий (поэтому греки и римляне отождествляли его с Гермесом-Меркурием). Имя аль-Кутбая несколько раз встречается в надписях в святилищах и на стоянках набатеев, несколько статуй в Ат-Таннур изображают этого бога.

            Аллах и другие набатейские божества

У набатеев почитались луна и планета Венера, солнце, дождь, гром и т.д. Существовали божества плодородия и растительности, скотоводства и т.п. Однако они не играли большой роли в пантеоне, поскольку их функции дублировались обычно верховным божеством. В поздний период, очевидно, появилось общее для северной и центральной Аравии верховное божество, вероятно, в результате слияния верховных местных богов — Аллах, создатель мира и людей, глава и отец, бог неба и дождя. Само слово «Аллах», по-видимому, является заменой запретного имени божества и образовано из «илах» («бог») с определенным артиклем, что означает «этот бог». Иногда Аллах отождествлялся с Хубалом — главным богом мекканского племени курайш (из которого происходил Мухаммад), где он был богом-предком, богом небес или луны, в его каабе в Мекке помещалась каменная статуя в образе человека с золотой правой рукой, а черный камень (видимо, метеорит), вероятно, олицетворял его самого.

            Аллат

Супругой Аллаха и матерью богов у арабов Сирийской пустыни считалась богиня неба и дождя, источников и плодородия Аллат (у арабов Сирийской пустыни) или аль-Узза (на юге Центральной Аравии); однако в центральной Аравии она, Манат и аль-Узза считались дочерьми Аллаха, а на юге аль-Узза почиталась как мать Аллат и Манат. Слово «Аллат» (ал-Лат, Лат, Илат), возможно, является заменой запретного имени божества и образовано из нарицательного «илахат» («богиня») с определенным артиклем, что означает «известная богиня», «эта богиня». Некоторые племена почитали Аллат как богиню солнца, но обычно она почиталась как богиня планеты Венеры, и греками отождествлялась с Афродитой Уранией (Небесной), ее также считали владычицей туч и молний, связывали с войной и, очевидно, в Набатее и Пальмире отождествляли с Афиной-Минервой. Греческий историк Геродот называет ее и Диониса (так он называет Ороталта) единственными богами, почитавшимися арабами. Богиню изображали как воительницу в шлеме и с копьем в правой руке, а иногда восседающей на троне среди львов.

            Ал-Узза

Богиней Венеры почиталась и Узза, или ал-Узза («всемогущая»), дочь Аллаха и Аллат, сестра Манат (у арабов центральной Аравии — как и они, дочь Аллаха, на юге центральной Аравии — его супруга и мать Аллат и Манат), занявшая у арабов положение одного из верховных божеств Аравии. Греки отождествляли ее с Афродитой Уранией (Небесной) и с египетской Исидой. Святилище в Хирбат ат-Таннур, видимо, было посвящено аль-Уззе: изображение женщины-богини на рельефе из храма было окружено листьями, плодами, рогами изобилия, колосьями пшеницы,— атрибутами богов плодородия, связанных также с миром земли, смерти, посмертного бытия. В некоторых надписях ее называют богиней небес. Ежегодный праздник Уззы в Мекке, где она была верховной богиней племени курайш, впоследствии был включен в мусульманское паломничество. Сестра или дочь Аллат (или Уззы) Манат (Манават) считалась богиней судьбы, греки отождествляли ее с Немесидой, римляне — с Фатой.

            Набатейская религия и Ислам

Многие из верований арабов и набатеев, родственных им, сохранились в трансформированном виде в исламе — почитание черного камня каабы, запрет на использование имени бога, на его изображения, отказ Душары пить вино и запрет приносить ему жертву вином. Известно, что поначалу пророк ислама Мухаммад признавал божественную природу Аллат, Манат и Уззы, а до своего выступления с проповедью Ислама принес в жертву Уззе белую овцу, но впоследствии отказался от почитания языческих богов.

«Видели ли вы ал-Лат, ал-'Уззу и еще эту третью — Манат? Неужели у вас [дети] — мужского пола, а у Него — женского?.. Они (т. е. божества) — всего лишь имена, которыми нарекли их вы и ваши отцы, и Аллах не ниспослал насчет них никакого доказательства. Они следуют только догадкам и тому, чего жаждут их души.» (Коран, Сура 53. Звезда. 19–23)

This page was loaded Sep 22nd 2019, 10:51 am GMT.